Вторник, 21 мая 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
8:02, 24 сентября 2022

 «Живое пособие» о дикой природе поступит в школы Жамбылской области


ОО «Горный клуб «Жабаглы-Манас» анонсировал обновленную электронную версию сборника о флоре и фауне Казахстана, которую уже ждут педагоги-краеведы региона, сообщает ИА «Эк-спорт».

Проект «Улучшение информированности населения о значении биоразнообразия, угрозах его сохранению, редких и исчезающих видах и вовлечение общественности в процессы управления биоразнообразием» (коротко «Знаем и умеем!»)  поддержан Всемирным фондом природы в лице своего Представительства в Республике Казахстан.

Новая инициатива развивает идеи информационно-образовательного проекта «Знаю!», реализованного Горным клубом в 2020-2021 гг — по улучшению информированности школьников и населения о редких и исчезающих видах региона, переводя их в практическую плоскость — вовлечение общественности в реальные действия по снижению угроз биоразнообразию. ОО «Горный клуб «Жабаглы-Манас» открыл свой образовательный и информационный аккаунт в Instagram @jabagly_manas_club. На страничке вместе с обучающей размещается информация об экологических конкурсах. За пару лет порядка полусотни подписчиков стали их лауреатами и победителями.

С 1 июня общественное объединение продолжает работу по поддержке активного экологического образования педагогов и школьников. Соответствующее Соглашение заключено с ГУ «Управление образования акимата Жамбылской области».

К слову, первая версия «Живого пособия», была распространена среди не менее 300 учебных заведений и природоохранных ведомств юга Казахстана и в Таласской области Кыргызской Республики, она стала очень востребованной.  Сейчас сборник дополнен 11 новыми главами, в которых собраны интересные факты о редких видах животных и растений Казахстана.

Одна из глав «Живого пособия» посвящена сайгакам. Фото Михаила Шпигельмана

Среди них туркестанская рысь, сайгаки, джейраны, балобаны, дрофы-красотки, стрепеты, чернобрюхие рябки, бабочки Аполлоны… Всего в пособии уже насчитывается 27 глав.  В создание сборника вовлечено большое количество людей, которые прониклись идеей сохранения биоразнообразия и помогают фотографиями и рисунками для иллюстраций, в определении координат местонахождения редких видов, в уточнении видов животных и растений и другой информацией. По сути создание ресурса стало народным проектом.

В блоке статей, посвященных флоре, появилась глава о древней груше Регеля, которая является прародительницей современных сортов груш. Это реликт палеогеновых среднеазиатских субтропических саванн. Сегодня очень редко встречается в горах. Занесен в Красную книгу Казахстана.

С помощью волонтеров удалось отыскать груши Регеля на юге Казахстана. В Кыргызском хребте на территории Жамбылской области она встречается в ущелье Узунбулак. По сообщению Любови Исатаевой, горного туриста-краеведа, педагога НИШ г.Тараза, одно дерево растет по пути к скальному «зубу» Сулутас. Второе в непосредственной близости от него. Груша Регеля также произрастает в Таласском хребте, на территории Аксу-Жабаглинского заповедника. В ходе проекта «Знаем и умеем!» выяснилось, что в Каратауском хребте на территории Туркестанской области есть ущелье Алмуртсай, где насчитывается около 50 деревьев и кустарников груши Регеля.

Цветение реликтовой Груши Регеля в ущелье Узунбулак Кыргызского хребта (Жамбылская область). Фото Елены Ефимовой.

Реликтовое дерево достаточно морозостойко, выдерживает до — 23 градусов по Цельсию. Мало кто знает, какой это бесценный генетический фонд для культурных сортов. Груша Регеля культивируется с 1891 года. Выносливый реликт интересен как засухоустойчивый подвой, он способен расти в плохих почвенных условиях. Благодаря своей ажурной и перистой листве, а также весенним цветам дикая груша заслуживает внимания и как декоративное дерево, которое, к тому же живет до 100 -150 лет. К сожалению, нормы законодательства не позволяют использовать грушевые дички в озеленении. И это странно, потому что завезенные виды могут просто вытеснить местные, и скудный уникальный генетический фонд может быть безвозвратно утрачен.

В «Живом пособии» речь идет не только о краснокнижных растениях, которые охраняются законом. Целая глава посвящена инвазивным (чужеродным) видам, которые вытесняют аборигенные (местные). По оценке Конвенции ООН по биологическому разнообразию инвазия неаборигенных организмов является второй по значению угрозой для биоразнообразия на мировом уровне (после непосредственного уничтожения местообитаний).

Ученые, в том числе и казахстанские, уже создают Черные книги, в которые попадают растения-агрессоры. Чужеродные виды фактически развязывают биологические войны на оккупированных ими территориях. Они наносят серьезный урон природе, разрушая сложившуюся экосистему.   Яркий пример — клен ясенелистный. Когда-то завезенный из Северной Америки он стал настоящим кошмаром для дачников. Даже будучи вырублен и вырван с корнями, этот клен бодро возрождается от остатков корней и вытесняет с участков культурные растения.  К завоевателям территорий также относятся клены остролистный и полевой. В горных ущельях региона в числе приживалок, которые со временем становятся хозяйками, оказалась береза-повислая. По мнению биологов, она может вытеснить аборигенную березу тянь-шаньскую.

Борщевику Сосновского, травянистому растению семейства Зонтичные, объявлена настоящая полномасштабная война в России и Беларуси, в Казахстане он тоже «персона нон грата».

До момента великого переселения борщевик рос на очень ограниченной территории (в горных районах Кавказа и Турции на высоте от 1,5 до 2,5 тысяч метров). В 60-х годах он начал культивироваться в СССР как силосное растение. Через 20 лет выяснилось, что борщевик доминирует в естественных экосистемах, практически полностью разрушая их. Специалисты забили тревогу. Оказалось, что съеденное животными растение придаёт молоку горьковатый привкус, делая его непригодным для употребления в пищу, а сок борщевика обладает генотоксичностью: изменяет структуры хромосом, приводя к мутациям, угнетает деление клеток. Таким образом потомство домашних животных, питающихся борщевиком, приобретает разнообразные генные хромосомные мутации. Выяснилось также, что прозрачный водянистый сок борщевика содержит светочувствительные вещества из группы фуранокумаринов (псорален, бергаптен, метоксален). Попадая на кожу человека, под действием ультрафиолетовых лучей вещества вызывают серьёзные повреждения. Воздействие на клеточные структуры происходит на уровне ДНК. Даже если вовремя забинтовать место контакта с кожей человека светонепроницаемым материалом, а потом промыть его мылом в темном месте, на солнце все равно нельзя появляться в течение еще двух суток! Были случаи, когда дети делали из полых стеблей борщевика подзорные трубы и, играя с ними, сжигали роговицы глаза до полной слепоты. И это еще не все. Пыльца борщевика при высоких концентрациях может вызвать отёк верхних дыхательных путей (в первую очередь гортани) и даже верхних частей пищевода.

Известно, что в Казахстан массово завозятся декоративные растения, а также карликовые и полукарликовые плодовые окультуренные деревья из других стран. Их высаживают в предгорных зонах, в степях, в поймах рек и даже в ущельях, где расположены объекты туристской инфраструктуры. От такой самодеятельности страдают местные экосистемы и генофонд диких растений. В частности, такие реликтовые растения, как яблоня Сиверса, которая является прародительницей большинства культурных сортов яблок. Бесподобная по своей красоте яблоня Недзвецкого тоже относится к ценному генофонду вместе с реликтовыми грушей Регеля и абрикосом обыкновенным. Эти реликты подвергаются переопылению с окультуренными плодовыми деревьями и теряют свои исключительно ценные свойства. Сохранение сформированного генофонда необходимо потому, что горные дички очень устойчивы к вредителям и сильным перепадам температур, некоторые из них могут жить до 150-300 лет в то время, как окультуренные плодовые деревья, как правило, живут в несколько раз меньше.

В ущелье Аксакалсай Каратауского хребта был посажен сад полукарликовых окультуренных яблонь. После суровой зимы деревья погибли. Но яблони Сиверса и Недзвецкого, произрастающие здесь же, чуть выше по ущелью, все уцелели. Это лишний раз доказывает, что аборигенные плодовые растения — ценнейший генофонд Казахстана. Тем не менее количество деревьев яблонь Сиверса, Недзвецкого, груши Регеля и абрикоса обыкновенного катастрофически снижается. Их печальную участь разделяют также такие казахстанские реликты, как курчавка Мушкетова, каркас кавказский…

Впервые в «Живом пособии» затронута тема насекомых. Вообще-то они — истинные хозяева Земли. Это самый большой по числености класс животных, от которых в значительной мере зависит круговорот веществ в природе, в частности, почвообразование.  По разным оценкам на Земле одновременно живёт от 100 квадриллионов до 10 квинтиллионов особей (самостоятельно существующих организмов) насекомых. Большинство отрядов насекомых существует уже более 200-300 млн лет. Общее количество современных видов насекомых оценивается в диапазоне от двух до восьми миллионов. Ежегодно описывается  как минимум до 7500 новых для науки видов. Насекомые составляют около 90 % всех животных на Земле! Но большую их часть мы почти не замечаем. Природоохраннные организации, как правило, сосредотачивают свои усилия на сохранении знаковых более крупных животных: снежных барсов, архаров, благородных оленей, рысей, индийских дикобразов, журавлей, орлов, от созерцания которых мы получаем эстетическое наслаждение… Но Земля также теряет колоссальное количество насекомых.

Бабочка Аполлон в ущелье Айранды Кыргызского хребта. Фото Виктора Барбаша

По биомассе членистоногие во много раз превышают всех других животных-фитофагов (растительноядных) и потребляют основную часть растений в мире, но они же и обуславливают успешность их развития. По информации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), из 100 видов сельскохозяйственных культур, которые обеспечивают 90% продовольствия на планете, более 70% опыляются пчелами. Кроме того, с древних времён люди разводят медоносных пчёл для получения воска, мёда, яда, прополиса и перги. Но пчелам, и вместе с ними и всему человечеству на Земле  грозит серьезная опасность. Мы их теряем.

Впервые вымирание пчел в количестве, превышающем естественную гибель, было зафиксировано во второй половине XX века, к концу тысячелетия этот процесс ускорился. По данным Всемирного фонда защиты пчел медоносные насекомые погибают, как правило, из-за обработки полей ядохимикатами и пестицидами. Казахстанские пасечники отмечают, что ослабленные химикатами пчелиные семьи уходят на зимовку и холодное время года уже, как правило, пережить не могут. Помимо этого, у пчел нет иммунитета к появившимся из-за глобального потепления паразитам и опасным болезням, от которых пока не найдены способы лечения. Пчелам традиционно также вредят малая пчелиная огнёвка и большая восковая моль.

По мнению ученых, сохранение высокой смертности (на уровне выше 20% популяции вида ежегодно) приведет к исчезновению пчел в 2035 году, что поставит перед человечеством угрозу вымирания от голода (т. к. при плохом сценарии исчезнут все опыляемые растения, а вместе ними и травоядные животные – экосистема разрушится).

Во время химических обработок садов, полей и лесополос уничтожается и масса других насекомых. В результате такого вторжения в естественный ход жизни, нарушается экологический баланс.

Еще одни герои «Живого пособия» почвенные насекомые и их личинки разрыхляют почву и обогащают её перегноем, разлагают растительные и животные остатки — опавшую листву и отмершие части растений, трупы и экскременты животных. Они одновременно играют роль санитаров и способствуют круговороту веществ в природе, образованию почвы, причем – плодородной! А это очень важно, поскольку плодородный слой почвы истощается, и это настоящая мировая проблема, которая с большой долей вероятности уже в ближайшее время может привести к голоду.

В Казахстане проблема опустынивания приняла критические масштабы. Содержание биомассы в почве за последние 50 лет сократилось примерно на 80 %. В Пособии обращается внимание на глобальное движение «Спасём Почву» (Save Soil), которое инициировано индийским йогом и мистиком Садхгуру, последователями которого уже стали миллионы людей.

Садхгуру говорит, что в мировых масштабах сложившаяся ситуация с почвой — это настоящий конец жизни. Если мы будем продолжать в том же духе, ожидается, что к концу текущего столетия 80% насекомых и червей исчезнут. Если погибнут все насекомые, то вся жизнь на этой планете прекратится через несколько лет. Если завтра исчезнут все люди, то с экологической точки зрения через 10 лет планета станет сверхбогатой. Люди, которые должны быть самыми развитыми существами на этой планете, стали для нее смертельной проблемой. Дело не в том, что планета в опасности: планета выживет, но она будет непригодной для человеческой жизни.

В наши дни в мире обрабатывается 51 млн. кв. км земли. Из них 75% используются для выращивания животных и кормов для них. Если сократить потребление мяса на 50%, то 20 млн. кв. км земли станут доступны для регенерации почвы. Эта почва сможет быть восстановлена в течение 8-10 лет с помощью затенения земли растительностью и обогащения земли растительным опадом и отходами животноводства. Цель широкого общественного движения вернуть в почву содержание органического материала – до уровня не менее 3-6%.

На сегодняшний день 52 % сельскохозяйственных почв мира уже деградировали.

Теория Хаоса гласит, что взмах крыла бабочки на одном континенте может вызвать землетрясение на другом. Термин «эффект бабочки»  обозначает, что незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые эффекты где-нибудь в другом месте и в другое время. Это применимо и в сфере нарушения локальных экосистем. Например, исчезновение определенных видов животных, растений, грибов либо микроорганизмов в устойчивом их сообществе, населяющих относительно однородное жизненное пространство, влечет за собой разрушение всего биоценоза. Вот почему так важно сохранять хрупкий мир насекомых…«Живое пособие» заставляет задуматься об этих и о многих других проблемах.

Финансирование проекта «Знаем и умеем!» производится в рамках программы Фонда партнерства в области важнейших экосистем (CEPF), который является совместной инициативой Международной организации охраны природы (CI), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Глобального экологического фонда через CI как исполнительного агентства (ГЭФ), Правительства Японии через МБРР в качестве доверительного управляющего грантовыми фондами, предоставляемыми Министерством финансов Японии, Французским агентством развития (AFD) и Европейским союзом (EU). CEPF управляется CI.

Об авторе: Елена Ефимова


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика